Вывод маток.

Вывод маток. Вывод трутней

Вывод маток. Выращивание трутней. Семья воспитательница.

Вывод маток. Естественный вывод маток и его недостатки. Пчёлы в определённые моменты своей жизни, без вмешательства пчеловода, сами выводят маток. Так, при случайной гибели матки, пчёлы закладывают свищевые маточники, а в период роевой поры выводят роевых маток. Как свищевые, так и роевые матки ещё до сих пор широко применяются на пасеках. К свищевым маткам прибегают пчеловоды тогда, когда требуется исправить сильные безматочные семьи или вновь сформированной семье дать матку и т. д. Роевые матки находят широкое применение при смене старых маток. Пчеловод для этой цели без особой затраты труда и средств имеет в период ройки большое число молодых маток. Казалось бы, что свищевые матки, выведенные из молодых личинок рабочих пчёл, ничем не должны отличаться от нормальных. Но этого как раз не бывает. При потере матки вся семья (и молодые и старые пчёлы) приходит в возбуждение, нормальная работа прерывается, начинается закладка свищевых маточников. В гнезде такой семьи обычно имеются личинки разного возраста.
Наряду с маточниками, заложенными на очень молодых личинках, часть маточников закладывается на трёхдневных и даже более старших личинках. Вполне понятно, что первой выйдет та матка, которая выращена на личинках самого старшего возраста, и она уничтожит всех остальных маток. Исследования Института пчеловодства показали, что 75% плодных свищевых маток бывают неполноценными. Среди них имеется очень много карликовых маток; нередко встречаются и матки, имеющие признаки рабочих пчёл, например восковые зеркальца, корзиночки и т. д. Ясно, что такие матки не могут развить хорошей яйцекладки, а если они и дают хороший засев, то в течение короткого срока и быстро изнашиваются. При использовании роевых маток пчеловод размножает пчёл от наиболее ройливых семей, что крайне нежелательно. Общий же недостаток роевых и свищевых маток — их случайное происхождение. Пчеловод берёт маток от той семьи, в которой их случайно обнаружил. Никакие соображения о продуктивности пчёл здесь не принимаются во внимание. В конечном результате такая смена маток приносит значительные убытки хозяйству. Современная техника пчеловодства требует маток в большом количестве. Они нужны для смены всех старых, износившихся маток, для исправления безматочных семей, для ранних отводков и т. д. Все матки, необходимые в хозяйстве, должны быть выведены от высокопродуктивных семей. Получить маток от таких семей и в нужном количестве к необходимому сроку можно лишь путём искусственного вывода маток. Метод искусственного вывода маток обычно приписывают американским пчеловодам, но это неверно. Аллей впервые опубликовал в 1882 г. свой способ вывода маток без переноса личинок, и в 1889 г. Дулитль предложил переносить личинок для вывода маток в мисочки. Наш русский пчеловод Е. Гусев на много лет опередил предложения зарубежных пчеловодов. Ещё в 1860 г. на Всероссийской Выставке в Петербурге Е. Гусев получил медаль за ведение рационального пчеловодства и, в частности, за искусственный вывод маток. Вся работа по выводу маток распадается на: 1) выращивание трутней, 2) вывод неплодных маток, 3) получение плодных маток.
Выращивание трутней.
Семьи, выводящие трутней, носят название семей-отцов. Эти семьи выбирают из числа самых продуктивных семей на пасеке. Чтобы не допустить родственного спаривания, от семей-отцов не берут личинок для вывода маток. Семьи-отцы подготовляют раньше семей, выводящих маток, так как трутни развиваются дольше маток. На развитие трутней в среднем требуется 24 дня, а на развитие матки — 16 дней. Кроме того, трутень достигает половой зрелости через 9—12 дней после выхода из ячейки, а матка — через 7—10 дней после выхода из маточника. Следовательно, на развитие трутня и его созревание требуется около 33—36 дней, а на развитие и созревание матки 23—26 дней. Поэтому вывод трутней надо начинать раньше вывода маток на 10—12 дней. Для выращивания трутней ранней весной в середину гнезда семьи-отцов ставят рамку с трутневым сотом. Трутневый сот не должен быть очень старым, в котором выводилось подряд много поколений трутней. Если пчёлы строят соты, то взамен сота можно взять рамку с полоской искусственной вощины. Проходы между трутневым сотом и двумя соседними рамками увеличивают, так как трутневый сот толще пчелиного на 5 мм. Гнездо, после постановки трутневого сота, необходимо сократить по силе семьи и получше утеплить. Если в это время нет постоянного взятка, пчёл надо подкармливать в течение 10—12 дней, ежедневно давая по 1—2 стакана жидкой подкормки. Подкормку лучше давать тёплой и на ночь. В тех случаях, когда матка не заносит яйцами трутневую сушь, рекомендуется применять следующий способ: матку помещают в, изолятор, куда предварительно ставят рамку с трутневой сушью. Через 4—5 дней рамку осматривают и, если на ней есть засев, её ставят в гнездо, а в изолятор дают новую рамку с трутневой сушью. Можно ещё поступить и так: гнездо семьи сильно сократить, оставив лишь рамки, занятые расплодом, мёдом и пергой, чтобы матке негде было откладывать яйца, а в середину гнезда поставить рамку с трутневой сушью. Семьи, доставляющие трутней, периодически осматривают и, если нужно, подсиливают зрелым печатным расплодом (пчелиным), чтобы эти семьи всё время были в полной силе.
Семью-отца лучше всего располагать рядом с нуклеусами. Число семей, доставляющих трутней, находится в прямой зависимости от числа неплодных маток. Точных данных у нас нет, но практика даёт указание, что одна семья с трутнями должна приходиться на 40—50 семеек с неплодными матками. На всё время вывода трутней в семьях-отцах должны находиться не меньше 2—3 рамок с трутневым расплодом, обеспечивающим постепенный выход новых трутней в пополнение естественной убыли. В целях удлинения срока пребывания трутней в семьях в безвзяточное время, особенно в конце сезона, прибегают к искусственным мерам: подкармливанию семей жидким сиропом, обезматочению семей и т. д. Однако меры эти не всегда дают положительные результаты. Если и удаётся вывод трутней, то после первого облёта трутни часто разлетаются по другим семьям. Трутни, попавшие в семью с плодной маткой, обычно убиваются пчёлами.
http://bee.ucoz.ru/load/pchelovodstvo/vyvod_matok_vyrashhivanie_trutnej_podgotovka_gnezda_semi_vospitatelnicy/vyvod_matok_vyrashhivanie_trutnej_semja_vospitatelnica/67-1-0-73
Вывод неплодных маток.
Искусственный вывод маток основан на осиротении семьи, вследствие чего у пчёл создаётся стремление вывести у себя маток, а закладка маточников происходит на тех личинках, которые дал такой семье пчеловод. Следовательно, искусственный вывод маток возможен без перебоя при наличии: 1) маточных семей, доставляющих молодых личинок для вывода маток, 2) семей-воспитательниц, которые этих личинок воспитывают как маточных. Качество неплодных маток при их воспитании обусловлено многими факторами, из которых наиболее существенными являются: 1) влияние взятка и состояние погоды, 2) состояние семейвоспитательниц и 3) возраст личинок, даваемых на маточное воспитание. Эти факторы находятся между собой в тесной зависимости. Нельзя выводить маток в безвзяточное время. Отсутствие взятка, засуха и холода вызывают понижение жизнедеятельности пчёл, что приводит не только к закладке незначительного числа маточников, но даже к полному отказу пчёл вскармливать личинок. Обычным в такое время является сгрызание большинства маточников вскоре после их запечатывания. Отсутствие поступления нектара и пыльцы приводит к. скудному кормлению маточных личинок. В большинстве случаев из таких личинок получаются легковесные и даже карликовые матки. Подкармливание семей-воспитательниц в безвзяточное время не даёт ощутимых результатов. Кроме того, при отсутствии взятка, например, в конце лета не удаётся не только вырастить трутней, но и удержать трутней, выведенных летом. После прекращения взятка пчелы выкидывают куколок из ячеек, а трутней изгоняют. Всё это приводит к получению небольшого числа маток, много маток пропадает, а поздно спарившиеся (осенью) нередко гибнут зимой. Время сезона и наличие взятка имеют большое влияние на получение нормально развитых маток.
Выбор семьи - воспитательницы.
Как показали опыты и наблюдения, нормальный температурный режим в гнезде семьи-воспитательницы можно создать только в сильных семьях и семьях, имеющих печатный расплод. В слабых семьях и тем более в семьях, не имеющих расплода, температура в гнезде постоянно колеблется, держится ниже оптимальной, т. е. ниже 34—36°. Развитие личинок в таких семьях протекает ненормально, матки выходят меньшего размера, с недоразвитыми крыльями, ножками и другими дефектами. Вот почему необходимо выбирать для воспитания сильные семьи, имеющие много печатного расплода. Возрастной состав семьи-воспитательницы влияет на весь ход искусственного вывода маток. Наличие пчёл-кормилиц в достаточном количестве создаёт условия и для поддержания необходимой температуры в гнезде и для нормального кормления маточных личинок в  семье-воспитательнице. Не каждая сильная семья может быть семьёй-воспитательницей. Необходимо, чтобы пчёлы имели стремление к приёму большого числа личинок и к обильному снабжению личинок молочком. Обычно это удаётся достигнуть предварительной подготовкой семьи-воспитательницы. Для этого дней за 8—10 до дачи личинок на маточное воспитание, гнездо сокращают на 2—3 рамки, так чтобы пчёлы сидели за вставной доской. Часть рамок с открытым расплодом удаляют. Ежедневно семью подкармливают 11/2—2 стаканами жидкой подкормки. В результате в семье создаётся состояние, напоминающее роевое, вследствие чего у пчёл появляется избыток молочка и стремление к закладке мисочек. Чтобы вывести маток, недостаточно выбрать  семью-воспитательницу, нужно ещё создать в ней условия для нормального кормления маточных личинок. Здесь основными требованиями являются: 1) обеспечение  семьи-воспитательницы достаточными запасами доброкачественного корма (мёда — не менее 8 кг и двух рамок перги), 2) хорошее утепление гнезда.
Влияние возраста личинок на качество маток.  
Точными опытами установлено, что только из одно- или двухдневных личинок можно получить нормально развитых маток. Личинки, начиная с трёхдневного возраста при маточном их воспитании, дают уже переходные формы: маток, совмещающих признаки и матки и рабочей пчелы (восковые железы, корзиночку и т. д.), или рабочих пчёл, имеющих признаки матки (яичник и т. д). Вот почему при искусственном выводе маток берут личинок точно определённого возраста. Необходимо указать, что не всегда календарный возраст личинки совпадает с её биологическим возрастом. Личинки, расположенные в нижней или боковых частях сота (вне центра клуба), находятся в менее благоприятных температурных условиях, чем личинки в верхних участках центральной части сота. Личинка может достигнуть календарного З-дневного возраста, но от более низкой температуры и её колебаний, недостатка корма, замедленных физиологических процессов и т. д. она не достигла своего нормального физиологического состояния, свойственного 3-дневной нормальной личинке. Чем старше будет взята личинка, тем ярче выступит разница в календарном и биологическом возрасте. Поэтому необходимо обращать внимание не только на возраст личинок, но и на условия, при которых они развиваются. Пчеловод должен иметь на соте для искусственного вывода одновозрастных личинок, а среди них выбирать самых крупных и наиболее развитых. Кроме того, знание возраста личинок, даваемых на маточное воспитание, позволяет точно рассчитать срок выхода маток и вовремя уберечь маточники от уничтожения их первой вышедшей маткой.
Получение личинок определённого возраста.  
Для получения личинок точно определённого возраста необходимо установить контроль над яйцекладкой матки. Наиболее прост такой способ: в маточную семью, предварительно сократив гнездо, ставят сушь и регулярно каждый день осматривают её. Как только заметят засев, отмечают время и высчитывают день, когда из яйца начнут выходить личинки.
В тех случаях, когда требуется вывести большое количество маток, лучше всего сушь и матку помещать в изолятор, поставленный в середину гнезда. Изолятор представляет ящик с крышкой, боковые стенки которого обиты разделительной решёткой для прохода пчёл. Матка, изолированная от гнезда, может откладывать яйца только на данном ей соте. Начало откладки яиц маткой контролируют регулярно, осматривая сушь в изоляторе через сутки. Как только заметят засев, сушь оставляют ещё на сутки (для откладки большего числа яиц), после чего рамку переставляют в гнездо, а в изолятор дают новую сушь (если предполагается продолжать вывод маток от этой семьи). Заключение матки в изолятор нередко приводит к закладке пчёлами свищевых маточников. Поэтому время от времени (через 5—6 дней) гнездо осматривают и маточники уничтожают. Регулярный отбор личинок в большом количестве для маточного воспитания (при массовом выводе маток) приводит к ослаблению силы семьи. Это не только снижает откладку яиц маткой в изоляторе, но и задерживает на 1—2 дня выход личинок из яиц. Приходится через определённые промежутки времени (10—15 дней) подсиливать семью печатным расплодом, взятым из другой семьи, и пополнять запасы корма до нормы (мёда не менее 8 кг и перги двух рамок).
Подготовка гнезда семьи-воспитательницы.  
Вскармливание маточных личинок прежде всего требует удаления матки и всего открытого расплода, т. е. осиротения семьи. После этого собирают гнездо семьи-воспитательницы из рамок с мёдом и пергой, печатным расплодом и сушью. Наличие печатного расплода в гнезде семьи-воспитательницы является обязательным. Это позволяет пчёлам легко поддерживать необходимую температуру в улье. Опыты Института пчеловодства показали, что в гнёздах семейвоспитательниц в местах расположения маточных личинок температура сильно зависит, от присутствия около них печатного расплода. Если есть расплод в гнезде, температура в нём держится в пределах 35—38°. Если же в гнезде печатного расплода нет, температура колеблется в пределах 30—33°, падая иногда до 24° ночью. При низкой температуре развитие маточных личинок протекает ненормально. Кроме того, чтобы избежать задержки развития личинок и получить полноценных маток, гнездо семьи-воспитательницы надо хорошо утеплять с боков и сверху. Если вывод маток происходит в такое время, когда ночью бывает холодно, то надо утеплять и дно — поставить улей на ящик, в который насыпают утепляющий материал (листва, резаная солома и др.). Найти на пасеке достаточное количество рамок только с печатным расплодом бывает трудно, особенно при большом выводе маток. Обычно рамки с печатным расплодом содержат то или иное количество ячеек с личинками. Постановка таких рамок приводит к срыву вывода маток, так как пчёлы закладывают свищевые маточники. Чтобы в семье не было ячеек с личинками, у семьи утром отбирают весь расплод, оставив в гнезде 5—6 рамок с сушью, мёдом и пергой; затем вечером ей дают маточные рамки. После того как личинки будут приняты на маточное воспитание, одновременно с проверкой личинок на приём, из гнезда убирают две рамки (на которых меньше корма) и взамен их ставят две рамки с печатным расплодом. Теперь неважно, если среди него окажутся личинки, так как пчёлы будут воспитывать ранее принятых личинок. Кроме того, рамки с печатным расплодом создают условия для поддержания температуры, необходимой для вывода маток. Одной из основных причин большого приёма личинок, нормального вскармливания и развития маток является сильно суженное гнездо  семьи-воспитательницы. Следовательно, собирать гнездо семьи-воспитательницы нужно с таким расчётом, чтобы значительная часть пчёл сидела вне гнезда. Этого можно добиться, если удалить у семьи-воспитательницы не менее 30% рамок. Гнездо семьи-воспитательницы после приёма личинок собирают так: на край гнезда ставят рамку с мёдом и пергой, далее — рамку с печатным расплодом, возле неё помещают маточную рамку. Затем опять ставят рамку с печатным расплодом, а около неё маточную рамку. Потом ставят рамку с печатным расплодом и далее рамки с кормом. Нельзя маточные рамки ставить рядом, они должны быть отделены друг от друга рамками с печатным расплодом. Гнездо семьи-воспитательницы собирают в середине улья, ограничивают двумя вставными досками и хорошо утепляют.
Удалить открытый расплод из семьи-воспитательницы и обеспечить её только печатным расплодом можно и другим способом. Заранее, за 8—9 дней до постановки личинок на маточное воспитание, матку в семье-воспитательнице заключают в изолятор на рамку суши. Таким образом, в гнезде к моменту окончательной подготовки семьи-воспитательницы будет только печатный расплод. Чтобы матка откладывала яйца бесперебойно, необходимо на протяжении этих 8—9 дней сменить рамку в изоляторе, удалив занесённую яйцами и поставив новую рамку суши. Отобранный из семьи-воспитательницы расплод с маткой ставят в пустой улей рядом с таким расчётом, чтобы после вывода эту семейку присоединить к  семье-воспитательнице. В этом отводке матка продолжает класть яйца, и, следовательно, семья не выводится из строя.
Мёд в народной медицине. Мёд - лечение. Народные методы лечения мёдом.

Популярные сообщения

Архив блога